Самоанализ
САМОАНАЛИЗ
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада « Солнышко» с. Ищеино, Краснинского муниципального района.
1. Общие сведения об образовательном учреждении, характеристика ДОУ.
1.1. Общая характеристика образовательного учреждения. Дошкольное образовательное учреждение детского сада « Солнышко» с. Ищеино (далее по тексту ДОУ, Учреждение) это детское учреждение общеразвивающего типа, реализующее программу « Детство». Муниципальный детский сад «Солнышко» находится в типовом здании в центре села Ищеино. Здание построено и открыто в 1985 году. Общая площадь ДОУ – 393,3 кв.м . ДОУ рассчитан на 2 разновозрастных группы , для детей от 1 года до 7 лет. В ближайшем окружении расположены: магазин, жилой сектор, почта , сельская администрация, центральная дорога.
1.2. Организационно-правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения.
ДОУ осуществляет воспитательно – образовательный процесс на основе правоустанавливающих документов (лицензия, устав).
ДОУ регулирует свою деятельность в соответствии с:
- декларацией прав ребенка;
- конвенцией;
- конвенцией Российской Федерации;
- законом об образовании;
- санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами САНПИН.
Дошкольное образовательное учреждение имеет все необходимые документы и является муниципальным некоммерческим общеобразовательным учреждением, зарегистрированным в Едином государственном реестре юридических лиц. Учредитель – Администрация Краснинского района. ДОУ является юридическим лицом, имеющим самостоятельный баланс, лицевой счет, печать установленного образца. Учреждение вправе заключать от своего имени договоры, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести ответственность, быть истцом и ответчиком в суде. В своей деятельности Учреждение руководствуется законодательством Российской Федерации, в том числе законом РФ «Об образовании», нормативными правовыми актами местного самоуправления, решениями органов управления образования всех уровней, договором с Учредителем, Уставом и локальными актами Учреждения. В Учреждении соблюдается исполнительная и финансовая дисциплина: имеется номенклатура дел, регистрируется входящая и исходящая документация. Осуществляется работа по изучению и реализации нормативных документов (приказов, инструкций), обеспечивается целевое расходование средств, предусмотренных статьей, имеются данные о последней инвентаризации материальных ценностей. Документация ведется в соответствии с перечнем документации дошкольного образовательного учреждения, рекомендованным Министерством образования и науки.
1.3. Особые цели и отличительные черты ДОУ. Детский сад «Солнышко» является звеном муниципальной системы образования с. Ищеино, обеспечивающим помощь семье в воспитании детей дошкольного возраста, охрана и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей . Предназначение ДОУ определяется его местом в муниципальной системе образования: это дошкольное учреждение, обеспечивающее право семьи на оказание ей помощи в воспитании и образовании детей дошкольного возраста. МБДОУ осуществляет сотрудничество с Ищеинской муниципальной общеобразовательной школой, местной библиотекой. Разработана стратегия развития ДОУ.
1.4. Особые обстоятельства, способствующие или препятствующие улучшению характеристик образовательного учреждения. Способствуют улучшению работы ДОУ следующие обстоятельства:
- стабильный, профессиональный коллектив;
- психологическое сопровождение образовательного процесса;
- спонсорская помощь предпринимателей.
Препятствующими работе ДОУ являются следующие обстоятельства и факторы:
- недостаточное финансирование для обеспечения соответствия ДОУ требованиям санитарно
- эпидемиологическим правилам (СанПин), правилам пожарной безопасности (ППБ), другим нормативным документам, регулирующим деятельность ДОУ.
1.5. Дополнительные характеристики ДОУ.
ДОУ осуществляет обмен опытом работы с педагогами района . За последние годы в ДОУ произошли положительные изменения: - - оформлен уголок сказок и русского быта.
1.6. Основные приоритеты деятельности ДОУ по усовершенствованию и развитию и то, как они отражают условия работы Учреждения. Основными задачами Учреждения являются охрана жизни и укрепления здоровья детей, обеспечение интеллектуального, личностного, физического развития ребенка, осуществление необходимой коррекции, отклонений в развитии ребенка, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Основное направление работы ДОУ - воспитание гармонически развитой личности.
1.7. Структура образовательного учреждения и система его управления. Учредителем ДОУ является администрации Краснинского муниципального района по образованию. Отношения между Учредителем и ДОУ определяются коллективным договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации. Детский сад возглавляет заведующий Пшонкина Татьяна Геннадьевна, назначенная отделом образования , имеющая среднее специальное образование , выполняет функции руководителя в соответствии с должностной инструкцией. Заведующий осуществляет общее руководство деятельностью ДОУ и несёт ответственность за его работу. По согласованию с Учредителем устанавливает структуру и штатное расписание, осуществляет подбор и расстановку кадров, определяет и утверждает должностные обязанности работников. В пределах своей компетенции, создаёт условия для профессионального роста работников, повышения их квалификации, которую последние должны проходить не реже одного раза в 5 лет. Заведующий вместе с педагогическим коллективом организует весь педагогический процесс. Заведующий, как руководитель, старается проявлять уважительное отношение к личности каждого педагога, учитывая склонности, интересы, возможности в сочетании с разумной требовательностью. Стиль руководства ДОУ демократичный, позволят добиться больших результатов, чем авторитарный метод управления. Управление организацией педагогической деятельностью в Учреждении, осуществляет педагогический совет ДОУ. В состав Совета входят заведующий ДОУ, воспитатели. Функции Совета педагогов ДОУ: - определяет направление образовательной деятельности; - отбирает и утверждает образовательные программы для использования в ДОУ; -обсуждает вопросы содержания, форм и методов образовательного процесса, планирования образовательной деятельности ДОУ; -организует, обобщение, распространение, внедрение педагогического опыта. На заседаниях педагогического совета обсуждаем вопросы воспитательно – образовательной работы с детьми, использование в ней новых достижений в науке и педагогической практике, анализируем имеющиеся недостатки, принимаем решение для их устранения, обмениваемся опытом работы. Родительский комитет. Исходя из того, что наш детский сад работает в тесном контакте с семьей, в структуре управления детского сада имеется попечительский совет, образованный представителями родительского комитета . Совет трудового коллектива одним из важных советов, в структуре коллегиальных органов управления ДОУ, является совет трудового коллектива, который работает под руководством председателя трудового коллектива Чекуровой Т.И. Совет трудового коллектива, вместе с заведующим, осуществляет контроль за деятельностью всех структурных подразделений управления ДОУ.
2. Организация образовательного процесса. ДОУ работает по пятидневной рабочей неделе, при 9 – часовом рабочем дне. Для установления тесной связи между семьёй и дошкольным учреждением воспитателями проводятся индивидуальные беседы с родителями вновь поступивших детей, в которых выясняются условия жизни, режима, питания, ухода и воспитания в семье. На основании бесед и наблюдений за поведением ребёнка в группе воспитатели дают рекомендации родителям индивидуальные для каждого ребёнка. По мере необходимости устанавливается щадящий режим, неполный день пребывания в ДОУ, согласованный с родителями. Такие мероприятия способствуют снижению заболеваемости. Ежемесячно заведующим проводится анализ посещаемости и заболеваемости детей. Результаты анализа и возможные причины заболеваний обсуждаются с воспитателями, принимаются меры по устранению выявленных причин заболеваемости, зависящих от дошкольного учреждения. Организация образовательного процесса в ДОУ осуществляется на основе годового учебного плана. В подгруппах младшего дошкольного возраста в неделю проводится 10 занятий, по 2 занятия ежедневно (утром) длительностью 10 минут. В подгруппе среднего возраста проводится 11 занятий в неделю (4 дня по 2 занятия, 1 день – 3 занятия) длительность 15-20 минут каждое, с перерывами между ними 10 минут. В старшей подгруппе 15 занятий в неделю (утром), длительность 20-25 минут каждое с 10 минутными перерывами между ними. Занятия в подгруппах проводятся с учетом возрастных индивидуальных особенностей. Весь образовательный процесс построен на основе образовательной программы и годового плана. Реализация образовательных задач осуществляется в процессе как повседневного общения с детьми, так и на специальных занятиях, фронтальных и подгрупповых. Опыт и творчество воспитателей позволяет им определить, какие задачи целесообразнее решать на занятиях, какие вне занятий, когда и в каких условиях удобнее повторять программный материал. Занятия в детском саду рассматриваются как важная, но не преобладающая форма обучения детей. Становление ребенка как личности, развитие его активности происходит и вне учебной деятельности. Основными формами организации работы с детьми являются: игры, прогулки, экскурсии, наблюдения, художественно-продуктивная деятельность, развлечения. Для обогащения знания детей привития им желания узнавать новое, в группах созданы зимний сад, русская изба, комната сказок. В ДОУ руками воспитателей создан уголок о пожарной безопасности, дорога глазами детей ,в группе имеется уголок краеведения. В современных условиях реформирования системы дошкольного образования основной линией преобразования стал переход на личностно- ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком. С учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей в ДОУ создана предметно-развивающая среда. Сама среда является тем самым центром, где зарождаются узы сотрудничества, положительных взаимодействий, организованного поведения. Исходя из этого, мы поставили перед собой две основные задачи: - совершенствовать работу по экологическому воспитанию детей; - нравственно-патриотическому воспитанию детей; - перейти к практическим действиям, по улучшению существующей предметно – развивающей среды. Современные проблемы взаимоотношений с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышение их экологической грамотности и культуры, понимание необходимости реализации принципов устойчивого развития . В период дошкольного детства при благоприятных условиях жизни интенсивно развивается интеллектуальная и эмоционально-волевая сфера ребёнка, закладываются основы правильного отношения к предметам и явлениям окружающей действительности. Ознакомление с природой при специальной организации обучения даёт положительные результаты в развитии восприятия , мышления и речи каждого ребёнка. Доступными средствами формирования интереса дошкольников к природе являются прогулки и экскурсии на природу; фенологические наблюдения, использование элементов исследовательской работы , изучение загадочных явлений природы, деятельность по оказанию помощи природе, чтение книг и просмотр видеофильмов о природе, проведение плановых и ситуационных бесед о природе и бережном отношении к ней. Учим детей видеть красоту окружающей природы, развиваем любознательность и активность. Вся проделанная методическая работа позволила пересмотреть нам свою позицию по организации предметно – развивающей среды и приступить к её изменению. При проектировании предметно – развивающей среды мы исходили из необходимости учета следующих факторов: - социально – психологических особенностей ребёнка; - эмоционально – личностного развития ребёнка; - развитие любознательности ребёнка; Учитывая фактор социально – психологических особенностей ребёнка, в группах были созданы уголки для разных видов детской активности: двигательной, игровой, изобразительной, театрализованной, конструктивной. Для раскрытия творческой уникальности каждого ребёнка, для моделирования, поиска и экспериментирования, в группе были организованы театральный, уголок по ИЗО. Предметно-развивающая среда в ДОУ периодически меняется и обновляется 1 – 2 раза в месяц. Для детей 3 года создано достаточно большое пространство, где они могут удовлетворить свою потребность в движении; игрушки больших размеров, объёмные, напольные и т.д. Для младшей подгруппы материал по сенсорике располагается в группе. Здесь расположены: башенки, пирамидки, матрешки, наборы игрушек (мелких, деревянных, наборы песочных формочек для игры с водой). Материал по конструированию располагается в специально отведённом уголке для игровых действий . Здесь настольные наборы, основу которых составляют детали простой формы: кубики, кирпичики 3-х размеров. Напольный крупный материал размещается в той же части. Кроме строительного материала разного типа и цветной бумаги, клея, пластилина, подобран природный материал: кора, шишки, листики, перышки. Имеется объёмные разного размера пластмассовые конструкторы, «Лего», кубики с цифрами, буквами , кирпичики деревянные и пластмассовые. Вспомогательный материал: куклы, легковые машины, автобусы и т.п. Для детей старшей подгруппы материалы представлены по разделам "Математика", «Грамота» - доска школьного типа, дидактические игры математического содержания ( карточки с цифрами, типа лото, домино, шахматы) разнообразные геометрические мозаики, геометрические головоломки, часы «Времена года и месяцы», касса букв и разноцветные фишки, картинки по временам года, магнитная доска с буквами. В ДОУ имеется настольный, пальчиковый, театр ,атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов, декорации. В группе есть материал по разделам «Математика» и грамота представлены в более широком ассортименте. В достаточном количестве мелких игрушек для режиссёрских игр. Воспитатели приобрели разного направления дидактические игры, книги по возрасту, различные виды конструкторов. Расположение игрового материала отвечает требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим требованиям , эстетике. Большое значение в ДОУ придаётся организации выставок детских работ, совместных работ с родителями и воспитателями. Детские работы размещаются в раздевалке, коридоре, в группе. Тематика детских работ разнообразная: «Золотая осень», «Зимняя сказка», «Моя любимая мамочка», «Всем без исключения о правилах дорожного движения», «Наша Армия родная» и другие. Организация таких выставок способствует самовыражению ребёнка и его положительной оценки. Педагогический коллектив постоянно работает над организацией развивающей среды в группе, каждый ребенок имеет возможность приобрести для себя разнообразный материал для участия: в развитии интеллектуальных способностей, познавательной, мыслительной деятельности, мелкой моторики рук, глазомера. В группе имеются уголки: сенсорного воспитания, математического воспитания, музыкального развития, ознакомление с окружающей действительностью. Развивающая среда в детском саду, ее правильное наполнение и построение ориентированы на создание воспитательных ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором - уступить или взять себе, поделиться или действовать самому. Созданная таким образом предметно – развивающая среда даёт основу для реализации личностно – ориентированного подхода в развитии личности ребёнка. Трудность состоит в том, что деятельность воспитателя, ограничивают параметры помещения так как, необходимо использовать пространство, не загруженное предметами с учётом разновозрастной группы (дети от 1 до 4-и лети и дети от 4 до 7-и лет ).
2.1 Содержание и методы воспитания и обучения детей, реализуемые в ДОУ. Основными задачами деятельности ДОУ по развитию детей являются: • создание благоприятных условий для работы коллектива и жизни детей,
• обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития детей;
• приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
• взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка.
В ДОУ используется современная форма организации обучения, занятия проводятся по подгруппам. Основными формами организации работы с детьми являются занятия, игры, прогулки, экскурсии, наблюдения, художественно- продуктивная деятельность. В ДОУ реализуются программы: - «Детство» З.А. Михайловой.
Реализуемая в ДОУ программа помогает наиболее полному личностному развитию воспитанников, повышает их информативный уровень и способствует применению полученных знаний, умений и навыков в их практической деятельности. Годовые планы воспитательно - образовательной работы воспитателей ДОУ составляются на основе диагностики выполнения программы, наблюдений педагогического процесса, анализа развития детей. В ДОУ: - осуществляется перспективное планирование, воспитатели имеют календарные и перспективные планы по обучению и воспитанию детей; - созданы условия для реализации индивидуального подхода к ребенку: организовано обучение по подгруппам, индивидуально, для детей с различными темпами психического развития, обеспечивается баланс между занятиями, регламентированной деятельностью и свободным временем ребенка; - используется современная форма организации образовательного процесса: проводятся различные формы занятий (по содержанию и по видам), созданы условия для детей раннего возраста, организуются праздники, просмотры спектаклей, прогулки, занятия; - соблюдается баланс между разными видами активности детей (умственной, физической и другие виды активности целесообразно чередуются). В работе педагоги используют развивающие игры . Дети с увлечением решают головоломки, кроссворды, ребусы. Данная работа позволяет нашим выпускникам успешно обучаться в образовательном учреждении Ищеинской школы по программе, которая предполагает систему развивающего обучения. Деятельность педагогов в детском саду заключается в том, что каждому воспитателю и специалисту предоставляется право на творчество, т.е. на определение собственного педагогического почерка, на свободу выбора технологий, методов обучения и воспитания, на участие в управлении образовательным учреждением. Эффективный образовательный процесс возможен только при комфортном сосуществовании педагогов и воспитанников. В учреждении создан положительный микроклимат. Максимальный эффект достигается при взаимодействии трех составляющих - семьи, педагога и ребенка. Работа с дошкольниками в нашем детском саду организуется исходя из следующих гуманистических принципов: - доброжелательное и бережное отношение к каждому;
- исключение принуждения и насилия;
- приобщение к национально-культурным традициям ;
- установка на формирование гражданина с развитыми интеллектуальными, моральными и физическими качествами; - ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями).
Развитие детей раннего возраста осуществляется согласно требованиям программы «Детство». Воспитатели поощряют собственную инициативу детей в эмоциональных контактах, развивают их речь через использование разнообразного, дидактического материала. Развивают двигательную активность детей в подвижных играх, в предметной деятельности. Знакомят детей с элементарными способами конструирования с использованием различных материалов (конструкторов, кубиков, колец, шариков и т.д.). Дети знают 4 основные цвета, хорошо ориентируются в них. В группе созданы условия для развития у детей игровой деятельности: дети берут на себя роли взрослых, играют с воспитателем и по одному. Взрослые формируют у них представление о себе и об окружающих их близких. Организуют пространство группы таким образом, чтобы дети могли как можно больше двигаться по всей группе, и имели доступ ко всем игрушкам. Группа творчески оформлена, каждый предмет несет обучающее или воспитывающее значение. Взаимодействие сотрудников с детьми основано на уважении, симпатии каждого ребенка. Сотрудники ДОУ создали все условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками. Часто используют в своей работе поощрения, поддержку детей, все это обыгрывается в игровой, дружеской обстановке. Дети с желанием идут в группу. Взаимодействие сотрудников с детьми от 4 до 7-и лет строится на личностном уважении и доброжелательности отношений к каждому ребенку. Доверительные отношения, проявление внимания к детям – основа работы всего коллектива детского сада. Сотрудники общаются с детьми как с равными. Позиция «Глаза в глаза» дает положительные результаты. Взаимодействуя с детьми, сотрудники учитывают их возрастные и индивидуальные особенности. Обращаются к детям по имени. Постоянно отмечают успехи детей, сообщают о них родителям. Достижения ребенка сравнивают с возможностями самого ребенка. Все дети постоянно в поле зрения взрослых, по необходимости те включаются в игры детей, дают им поручения, задания. В детском саду отсутствуют физические наказания. Сотрудники не ограничивают естественный шум в группе, оживление, смех, свободное общение друг с другом. Взрослые откликаются на просьбы детей, спокойно объясняют свое решение. В группе – доброжелательная, положительно-эмоциональная обстановка. В ДОУ созданы условия для физического развития детей. В группе оборудован спортивный уголок. На участках для повышения двигательной активности, имеются горки, лесенки, дуги, качели, беговые дорожки и т.д. Спортивное оборудование систематически обновляется и дополняется нетрадиционным, изготовленным из природного и бросового материла воспитателями и родителями. Для повышения интереса детей к двигательной активности используются разнообразные формы организации: праздники «Здоровья», «Спортивные праздники», совместные развлечения с родителями. В детском саду проводятся все мероприятия, способствующие укреплению здоровья детей: утренние гимнастики, физкультурные занятия, спортивные праздники и развлечения, закаливающие процедуры. Физическое развитие, охрана и укрепление здоровья детей – это одна из важнейших задач коллектива. В начале каждого года педагогами и фельдшером проводится обследование физического здоровья детей. Учитывая индивидуальные особенности состояния здоровья детей, перенесенные инфекционные заболевания, эмоциональный настрой, дети в группе делятся на подгруппы и намечаются пути их оздоровления. Однако в ДОУ недостаточно игрового материала, в основном он изготовляется собственными руками. Необходимо современное качественное красивое и эстетичное оборудование: комплекты мягких модулей, спортивные комплексы, детские тренажеры и другое. В ДОУ обеспечивается высокий уровень физического развития детей и укрепление их здоровья. Реализуется комплекс развивающих и оздоровительных технологий. Система занятий ориентирована на потенциальную социально- психологическую, интеллектуальную и физическую подготовку дошкольников на основе личностно - ориентированного подхода. Для реализации задач физического воспитания большое внимание уделяется повышению двигательной активности детей и правильному её регулированию. Системная работа по физическому воспитанию включает: - утреннюю гимнастику; - физкультурные занятия; - подвижные игры и игровые упражнения. В режим дня включены физкультминутки : в утреннюю гимнастику, между учебными занятиями, в физкультурные занятия, а также в индивидуальную работу с детьми. В режим дня активно включается пальчиковая гимнастика, способствующая развитию мелкой моторики и тактильных ощущений. Существенное место в решении многогранных задач физического воспитания занимают различные формы активного отдыха: спортивные досуги, праздники. Они помогают создать оптимальный двигательный режим, который способствует повышению функциональных возможностей ребёнка, улучшению его работоспособности и закалённости. Воспитателями проводятся консультации для педагогов и родителей воспитанников по темам: «Двигательная активность детей в детском саду», «Физическая культура в семье», «Подвижные игры на улице» и др. Контроль за физическим развитием детей даёт возможность проанализировать динамику их развития. Низкие показатели в начале года с последующим преобладанием более высокого уровня к концу года дают возможность убедиться в правильности выбора методов работы.
Медицинское обслуживание детей осуществляется фельдшером. Санитарно-гигиеническое состояние: питьевой, световой и воздушный режимы в ДОУ соответствуют требованиям Сан.Пина. Планируем использовать бутилированую воду . Имеются индивидуальные стаканчики. Педагогический коллектив дошкольного учреждения уделяет должное внимание закаливающим процедурам, т.к. закаливание организма ребёнка повышает его устойчивость к воздействию различных неблагоприятных факторов внешней среды.
Закаливающие процедуры проводятся воспитателями группы в течение всего года:
- упражнения после сна в постели ;
- пробежка по «пуговичному» ковру;
- полоскание горла водой;
- дыхательная гимнастика; - релаксационные упражнения под музыку на музыкальных занятиях;
- хождение босиком (летом).
Комплекс оздоровительных мероприятий, помимо укрепления и развития опорно-двигательного аппарата ребёнка, способствует улучшению кровообращения, углублению дыхания, улучшению вентиляции лёгких, работы органов пищеварения и выделения, обмена веществ. Всё это благоприятно влияет на рост и развитие детского организма.. В ДОУ широкое применение нашла ароматотерапия, , хлорофитума (хорошо очищает воздух), кактуса (нейтрализует радиоактивность); - во время эпидемии гриппа размещение в групповых свежего нарезанного чеснока, использование индивидуальных чесночных медальончиков; - проведение витаминизации третьих блюд витамином С. Наиболее эффективным отдыхом для детей являются праздники, спортивные развлечения. Это спортивные соревнования, эстафеты, праздник «Моя спортивная семья», «Сильные, ловкие, смелые » и другие. Большой объем работы ведется по профилактике детского травматизма. Воспитатели прививают детям привычку правильно пользоваться предметами быта, учат их обращаться с животными, качаться на качелях, объясняют как надо вести себя во дворе, на улице, дома и т.д. Для работы по данной теме имеется богатый наглядный материал для работы с детьми и родителями. «Первая помощь если рядом нет врача» - под таким названием систематически проводится работа с родителями через родительские уголки, встречи, консультации. Одним из важных мест в воспитательном процессе занимает противопожарная пропаганда среди детей дошкольного возраста. Расширение знаний, знакомство с основными причинами пожаров, привитие навыков осторожного обращения с огнем и умение правильно действовать в случае возникновения пожара – такие цели реализуют воспитатели в своей работе через кукольные предс